Осторожно – ХАЙП! Опасные инвестиции

2 лучших брокера бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

Ошибка 503:

Приносим извинения, запрашиваемый сайт временно недоступен.

Компания «Караван» работает на телекоммуникационном
рынке с 1996 года и предоставляет широкий спектр услуг.

119034,Россия,Москва, 2-й Обыденский пер., д. 12A
Телефон: +7 495 363-2252

Администрация муниципального образования Отрадненский район

17.03.2020
Ни по одному вызову скорой помощи в крае коронавирусная инфекция не подтвердилась
Каждый случай самообращения лиц, прибывших из стран-очагов коронавируса, отрабатывается максимально оперативно и согласно утвержденному алгоритму.

17.03.2020
В Краснодарском крае вводится контроль за ценами на социально значимые продукты
В некоторых регионах России отмечается повышенный спрос на отдельные товары длительного хранения: крупы, макароны, консервы, соль и прочее.

17.03.2020
Свободное посещение школ введут с завтрашнего дня на Кубани
Также в регионе будут продлены весенние каникулы. Решения приняты по поручению губернатора.

17.03.2020
В Отделе МВД России по Отрадненскому району состоится прием граждан
Прием граждан будет проводить заместитель начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Алексей Иванович Чебураков.

16.03.2020
Энергетики напоминают о необходимости соблюдения правил электробезопасности в дни весенних каникул
Перед наступлением весенних каникул энергетики Армавирского филиала «Россети Кубань» напоминают школьникам и родителям о необходимости строгого соблюдения правил электробезопасности.

14.03.2020
В Отрадненском районе прошло оперативно-профилактическое мероприятие «Декада дорожной безопасности детей»
В ходе оперативно-профилактических мероприятий сотрудниками Госавтоинспекции выявлено 33 нарушения по ст. 12.18 КоАП РФ.

Рейтинг лучших брокеров БО на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

13.03.2020
В Отрадненском районе стартует первый этап акции «Сообщи, где торгуют смертью»
С 16 по 27 марта 2020 года антинаркотическая комиссия муниципального образования Отрадненский район и Отдел МВД России по Отрадненскому району проводят первый этап общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».

Журнал «Эксперт»
№36 2020

В 1917 году Донбасс был необычайно экономически значимым (производство 87% угля, 70% чугуна всей России) и одним из наиболее грамотных русских регионов. Экономические традиции, местный патриотизм, последовательное ощущение себя частью России уже сто лет назад побуждали жителей Донецко-Криворожского региона к отмежеванию от Украины и самоуправлению; в период революции здесь был заложены механизмы потенциальной государственности. Но ни украинским националистам, ни потворствовавшим им большевикам не было дела до особенностей Донбасса, и он был передан УССР. Книга Владимира Корнилова, написанная ещё в 2020 году и спустя пару лет блестяще подтвердившая важность заявленной темы, закрывает одно из многочисленных белых пятен во всём, что касается украинизации Юга Руси. Это важное историческое исследование, опирающееся на большое число документальных и публицистических источников, знакомит с теми, кто начинал вынашивать идею донецкой самостоятельности, и мотивацией тех, кто убивал донбасскую мечту.

Владимир Корнилов «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта». – СПб.: Питер, 2020. – 576 с. – 2000 экз.

Расстрелянная мечта

В преддверии формирования бюджета на 2020–2020 годы Минфин вновь пробует почву на предмет повышения налогов. СМИ на минувшей неделе сообщили о подготовленных к совещанию у первого вице-премьера Игоря Шувалова предложениях Минфина повысить существующие налоги, а также обеспечить казне иные источники доходов, чтобы собрать за три года дополнительные 2,5 трлн рублей. Это нужно, чтобы добиться сугубо бухгалтерской цели: снизить дефицит бюджета до 1% ВВП к 2020 году.

О чем идет речь? Министерство финансов предлагает рассмотреть повышение практически всех основных налогов — НДПИ, налога на прибыль, на имущество организаций, НДС и НДФЛ, а заодно и страховых взносов (хотя они идут на пополнение внебюджетных фондов, дыры в этих фондах все равно закрывает бюджет). Вариантов много: введение прогрессивной ставки НДФЛ, отмена верхнего порога для страховых взносов. Или же наоборот: существенное понижение ставки взносов, но с одновременным увеличением ставки НДС. Напомним, идея повышения НДФЛ давно обсуждается в правительстве, но в связи с созданием новой пенсионной накопительной системы взамен старой, замороженной. Кстати, заморозка накоплений тоже заложена в трехлетний проект бюджета — об этом рассказала вице-премьер Ольга Голодец.

Кроме того, Минфин предлагает ускорить налоговый маневр в нефтяной отрасли, то есть повысить НДПИ, одновременно снизив экспортную пошлину; а также ввести акциз на сладкие напитки.

Против ускорения налогового маневра выступает Минэнерго, против повышения налогов на бизнес — помощник президента РФ Андрей Белоусов: на Восточном экономическом форуме он заявил, что налоги в стране «надо только снижать».

Самое интересное, что аргумент Минфина о необходимости во что бы то ни стало снизить бюджетный дефицит не имеет под собой реальных оснований. Хотя Минфин всячески подчеркивает, что эта цель обусловлена не бухгалтерскими соображениями, а якобы интересами самой экономики, верится в это с трудом. Так, в статье замминистра финансов РФ Максима Орешкина, опубликованной месяц назад порталом «Вести. Экономика», по поводу опасности высоких показателей бюджетного дефицита сказано следующее: «Высокий уровень общего дефицита… означает быстрое накопление рублевых активов населением и компаниями. По состоянию на 1 июля 2020 года темп роста денежной массы (как раз и демонстрирующий уровень рублевых активов у экономических агентов) ускорился до 12,3%, причем в условиях стагнирующего кредитования ключевым фактором роста этого показателя стал именно дефицит бюджета (дефицит бюджета означает равный по размеру профицит остальной экономики). Сохранение дефицита бюджета даже в размере около 3% ВВП (не говоря уже о его возможном росте) будет означать, что возможности для неинфляционного роста кредитования крайне ограничены». То есть Минфин беспокоится, что у населения и предприятий скопилось слишком много денег, а инвестировать их почему-то никто не спешит, — и видит причину этого в бюджетном дефиците. Такой подход представляется чем-то вроде средневековой м

Слишком сладко живете

Инвестиции: 146 млрд рублей будут крутиться на «Восходе»

Одним из первых эмитентов на инвестиционной площадке «Восход», созданной на базе НП РТС при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), станет ООО «Международный авиатерминал», которым владеет ОАО «Хабаровский аэропорт». Почти 90% акций аэропорта принадлежит Группе «Альянс», контролируемой семьей Бажаевых, занявшей седьмое место в составленном Forbes рейтинге богатейших семей России.

Система «Восход» ориентирована в первую очередь на компании Дальневосточного региона. Отраслевой срез участников соответствует портфелю Фонда развития Дальнего Востока. В портфеле сейчас преимущественно добывающие, перерабатывающие, логистические и сельскохозяйственные компании. Предполагается также, что она позволит выступить в роли эмитентов предприятиям малого и среднего бизнеса, которые редко выходят на классическую фондовую биржу. В общей сложности ФРДВ рассматривает около 130 проектов для размещения на инвестиционной площадке. Но как стало известно «Эксперту», из них смогут пройти проверку ФРДВ и стать эмитентами лишь около 15 компаний. К 2020 году планируется увеличить общий объем размещенных на «Востоке» ценных бумаг до 146 млрд рублей.

Импортозамещение: начинка для электроники

Брянская «Группа Кремний Эл» начала выпуск супервизоров питания для электронных устройств — микросхем, которые в настоящее время в России на 90% представлены импортом и используются в любой электронике, от плат компьютеров до детской игрушки. Брянские мощности способны полностью покрыть потребности отечественного рынка, при этом цены на отечественные супервизоры питания ниже, чем на зарубежные аналоги, а их габариты один в один совпадают с импортными. Предприятие готовилось к этому производству несколько лет и вложило в проект около 30 млн рублей собственных средств. В 2020 году оно выиграло конкурс Минпромторга России и разработало около 30 типономиналов супервизоров питания, а до 2020 года рассчитывает получить на развитие этого направления из федерального бюджета около 100 млн рублей.

Хай, тек: Чипу спешат на помощь

Правительство намерено субсидировать выпуск микрочипов для отечественной платежной системы «Мир». Размер дотации может составить порядка 50 рублей за чип. Потенциально платежная система «Мир» способна выпустить за три года до 60 млн карт, и, таким образом, общий объем субсидирования может достигнуть 3 млрд рублей. Ожидается, что основными получателями субсидий станут два зеленоградских завода: «Микрон» и «Ангстрем-Т». На начальном этапе каждый выпускаемый здесь чип обойдется в более чем доллар, в то время как закупка одного аналогичного импортного чипа будет стоить 0,4 доллара. Но с ростом объемов выпуска себестоимость российских чипов, вероятно, будет снижаться: потенциал завода «Микрон» составляет до 10 млн банковских чипов в месяц. Представители этого предприятия указывают на опыт Китая, где выпуск важных национальных продуктов, в том числе в области микроэлектроники, активно субсидируется госуд

Коротко

Во время встречи Владимира Путина с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым обсуждались меры по сокращению долгов по заработной плате. Профсоюзный лидер выступил с инициативой внести в законодательство изменения, обеспечивающие заработной плате приоритет перед другими обязательными платежами: налогами и взносами в социальные фонды. Аргументируя свою позицию, Шмаков напомнил, что Россия ратифицировала конвенцию Международной организации труда (МОТ) по защите заработной платы, где как раз и обозначен этот приоритет.

Владимир Путин, оговорившись, что платежи в бюджет формируют зарплату учителей, врачей и военных, заявил: «Тем не менее, сама по себе идея мне кажется обоснованной, особенно сегодня, когда у нас еще не преодолены все экономические трудности, поэтому подумать над этим можно и нужно».

Просроченная задолженность по заработной плате в России на 1 августа 2020 года составила

3,666 млрд рублей, немного увеличившись по сравнению с показателем годичной давности — 3,519 млрд рублей. «Эксперт» поинтересовался у г-на Шмакова, почему именно сегодня, спустя три года после вступления в действие конвенции МОТ по защите заработной платы, он выступил с инициативой отдать приоритет выплате заработной платы. «Шло перетягивание каната. Мы встречались с депутатами Госдумы, Государственно-правовым управлением президента и с Минфином. Обсуждали вопрос на этом уровне, но оно с решением топталось на месте, поэтому пришлось обращаться к главе государства. Хочу оговориться, что речь идет исключительно о тех предприятиях, юрлицах, у кого недостаточно средств для выполнения всех своих обязательств. У нас таких меньшинство, основная масса предприятий нормально работает и нормально платит налоги. Федеральная налоговая служба будет заинтересована в том, чтобы была выплачена заработная плата, так как только потом она сможет требовать свои налоги», — прокомментировал ситуацию Михаил Шмаков.

На сегодняшний день в соответствии с Гражданским кодексом РФ и решением Конституционного суда РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований налоги и заработная плата имеют равную очередность, но поскольку государство гораздо сильнее работодателя, то если работодатель хочет перевести деньги на зарплату, но уже имеет требование от налоговой, то налоги списываются в первую очередь. При дефиците денежных средств или просто разрывах в обороте, чем быстрее и лучше работает налоговая, тем хуже положение работающих. Возникает вопрос о справедливости такого положения дел: кому эти средства необходимы в первую очередь? Бюджету, который пополняется на доли процентов, или работнику, для которого это единственный источник дохода? В отличие от гражданина, которому не платят зарплату, у государства есть масса других способов пополнить свой бюджет: у него есть резервы, возможен под невысокий процент заем на долговом рынке, не сопряженный с последующим приходом коллекторов. Кроме того, у государства есть воз

И пусть налоги подождут

Банк России сообщил о снижении в июне средней процентной ставки по кредитам предприятиям на срок свыше одного года до 13,67% годовых. Цена заемных денег для нефинансовых компаний все еще существенно выше, чем осенью 2020-го, накануне финансового кризиса, вызванного резким, скверно подготовленным переходом ЦБ к свободному плаванию курса рубля.

И это при том, что сегодняшняя инфляция вдвое ниже уровня двухлетней давности — 7–8% против 15–16%. Таким образом реальная, за вычетом инфляции, кредитная ставка сегодня превышает 5% годовых — это запредельный уровень, препятствующий восстановлению нормального массового кредитного процесса в стране. По данным ЦБ, совокупный корпоративный кредитный портфель сократился за семь месяцев текущего года на 1,8% (без учета переоценки валютной части).

Любопытно, что долгосрочная траектория реальной кредитной ставки имеет ярко выраженный циклический характер: с начала 2000-х отчетливо вырисовываются неполные шесть циклов роста и снижения ставки (см. график). Длительность циклов, конечно, плавающая. Как, собственно, и длительность общехозяйственных деловых циклов конъюнктуры. Расстояние по временно́й шкале от дна до дна колеблется от 21 до 37 месяцев, а длительность промежутков от пика до пика находится в диапазоне от 23 до 40 месяцев. Последний цикл выдался необычным и экстремально протяженным, так как понижательная фаза, стартовавшая в июне 2020 года, была прервана скачком ставок из-за кризиса осенью-зимой 2020/15 годов.

Если бы графики траекторий экономических показателей могли быть основанием для прогноза, то можно было бы надеяться, что стартовавшая в мае новая понижательная волна реальной кредитной ставки продлится еще как минимум года полтора. Однако это было бы с нашей стороны непростительным шаманством. Пока же мы приглашаем неравнодушных читателей задуматься о содержательной природе выявленных нами циклов движения реальной стоимости денег в России. Небредовые гипотезы обещаем обсуждать на страницах «Эксперта».

Процесс удешевления кредита продвигается черепашьими темпами

Самарский производитель автомобильных аккумуляторов группа компаний «Аком» запустил производство усовершенствованных автомобильных аккумуляторов (АКБ) с увеличенным втрое сроком службы, способных выдержать в два с половиной раза больше циклов запуска двигателей. Совокупные инвестиции в модернизацию производства составили около 1,2 млрд рублей, из которых 0,5 млрд в 2020 году выделил Фонд развития промышленности, остальное «Аком» инвестировал из собственных средств. Поясняя участие ФРП в финансировании проекта и. о. исполнительного директора ФРП Павел Тараторин подчеркнул, что фонд тщательно оценивает влияние выдаваемых займов на конкурентную ситуацию в сегменте. «Одним из критериев, по которым заемщика и проект оценивает экспертный совет фонда, является оценка конкурентной ситуация в отрасли и как на нее повлияет наш заем. Соответственно, если мы считаем, что наш заем может дать несправедливые преференции одному участнику рынка перед другими, если конкуренция в сегменте искажается, то мы скорее не станем выдавать заем», — отметил он.

ГК «Аком» — лидер отрасли. По итогам 2020 года ее доля на российском рынке АКБ составила около 14,3%, а в результате модернизации компания рассчитывает увеличить свою долю до 26,3%. При этом выручка должна увеличиться на 50%: с 5 млрд в 2020 году до 7,5 млрд рублей в 2020-м, а EBITDA — вырасти с 650 млн рублей в 2020 год до 1 млрд в 2020-м. Окупаемость проекта представители компании оценили в 4,7 года.

Заявленные характеристики новых АКБ стали результатом применения в производстве как адаптированной технологии EFM, повышающей по сравнению с традиционными технологиями запас прочности аккумулятора, его устойчивость к глубоким разрядам, способность быстро восстанавливать свою емкость, так и собственных запатентованных технологий. Как пояснил «Эксперту» директор производства «Аком» Олег Бельцов, патенты относятся к составу применяемой активной массы и использование в АКБ мелкодисперсного электролита.

Общий объем российского рынка АКБ составляет 16 млн единиц. При этом первичный рынок, то есть потребность автосборочных заводов, по данным «Автостата», в 2020 году сократился на 26,1%, до 1,42 млн единиц. Но на 9% вырос экспорт и на 40% упал импорт. За счет этого отечественным производителям удалось нарастить производственные мощности на 13%, до 7,5 млн единиц.

В разговоре с корреспондентом «Эксперта» исполнительный директор ГК «Аком» Владимир Остудин пояснил: «На обеспечение первичной потребности в АКБ приходится около 30 процентов нашей продукции. Оставшаяся часть — открытый рынок, при этом треть составляют экспортные поставки». «Аком» обеспечивает около 50% отечественного экспорта АКБ.

В основном продукция ГК направляется в страны СНГ, на поставки в Европу приходится только 2% общего объема производимых АКБ.

Локализация производства на уровне 93% позволила «Аком» на 20–30% снизить стоимость своей продукции по сравнению с импортными аналогами. Полностью локализовать производства не удалось из-за недостаточно емкого рынка.

«Аком» запускает производство сверхнадежных аккумуляторов

Современная Европа, в отличие от легковерной финикийской царевны, оказалась довольно расчетливой дамой и всячески уклоняется от торговых объятий США, небезосновательно опасаясь быть придушенной более сильным партнером в порыве экономической страсти. Переговоры по соглашению о Трансатлантическом торговом инвестиционном партнерстве (TTIP) между Европой и США, идущие несколько лет, зашли в очередной тупик. Идея ликвидировать все барьеры на пути товаров и услуг между США и ЕС опять спотыкается о желание американцев написать правила для международной торговли, вернее, распространить внутренние законы США на весь мир. Недовольство итогами переговоров продемонстрировали немецкие и французские политики. Вице-канцлер Германии, министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль заявил, что переговоры по TTIP провалились, хотя никто пока открыто не признает этого. Президент Франции Франсуа Олланд сказал: «Переговоры по Трансатлантической зоне свободной торговли до конца года не приведут к соглашению. Стороны погрязли в противоречиях и не принимают позиции друг друга. Дисбаланс очевиден. И лучшее, что мы можем сделать, — ясно об этом заявить, вместо того чтобы продолжать дискуссию, которая в этих условиях ни к чему не приведет. Мы должны избавиться от иллюзии, будто можем достичь соглашения до конца срока нынешнего президента США». Еще более категоричен был французский министр внешней торговли Маттиас Фекл: «Политической поддержки со стороны Франции в переговорах между ЕС и США больше нет. Франция требует окончания этих переговоров».

Хотя переговоры идут в закрытом режиме, все же известны некоторые возражения европейцев. Опасения ЕС вызывают дешевые американские продукты питания, при производстве которых используются генно-модифицированные растения. Чего больше боятся европейцы — непроверенных результатов генетических экспериментов или разорения собственных фермеров, сказать трудно, но от предлагаемого фастфуда они не в восторге. Идея США вывести коммерческий арбитраж из-под национальной юрисдикции не может не вызывать опасений потерять всякий контроль со стороны ЕС над крупными международными корпорациями. Кроме того, по словам Зигмара Габриэля, США не намерены допускать европейские компании к государственным закупкам, что изначально ставит товаропроизводителей из ЕС в проигрышное положение. В конечном итоге некоторые европейские политики пытаются отстоять остатки суверенитета Европы, некоторые пытаются выторговать более щедрые условия капитуляции. Но есть и особый вид политиков, для которых заключение соглашения с США на любых условиях, по-видимому, дело принципа. «То обстоятельство, что в разгар переговоров, вступивших в конечную фазу, возникают сомнения в том, что они возымеют успех, по крайней мере необычно. Я думаю, что такое соглашение предлагает нам шанс на создание рабочих мест, а мы в Европе срочно нуждаемся в рабочих местах. Мы заинтересованы в том, чтобы не отстать от других регионов мира, к примеру от Азии, которые заключили с США такой договор», —

Похищение Европы

Крупнейшая в Южной Корее судоходная компания Hanjin Shipping, занимающая седьмое место в мире по объему контейнерных перевозок, объявила себя банкротом. Компания несет убытки уже не первый год. Она обратилась к южнокорейскому регулятору за защитой от кредиторов на следующий день после того, как инвесторы и кредиторы во главе с крупным государственным банком отказались и дальше помогать компании.

Неприятности Hanjin стали следствием общей ситуации в мировой экономике. Глобальный спрос и торговля сильно пострадали от кризиса и рецессии 2008 года. Несмотря на это, судоходные компании продолжали строить все более и более крупные корабли, до кризиса считавшиеся наиболее эффективными для грузоперевозок. Однако с тех пор ситуация сильно изменилась. Несколько месяцев назад тарифы на доставку грузов упали до рекордно низкого уровня: за доставку контейнера из Шанхая в Лос-Анджелес нужно было заплатить лишь 600 долларов. Эти деньги не покрывают даже стоимость топлива, необходимого для рейса. Более или менее приемлемыми сами судовладельцы считают 1000 долларов за контейнер.

Банкротство Hanjin громким эхом отозвалось на грузовых перевозках по всей планете. Корейским сухогрузам, контейнеровозам и балкерам с прошлой среды запрещают разгружаться в портах или загружаться, потому что никто не может поручиться, что будут оплачены услуги лоцманов и буксиров.

Три огромных контейнеровоза длиной от 213 до 304 метров весь четверг дрейфовали поблизости от американских портов назначения, а четвертый, который должен был выйти в четверг утром из Лонг-Бича, так и не загрузился и продолжает стоять на якоре. Всего же по состоянию на середину дня прошлой пятницы 27 судам Hanjin было отказано в разрешении входить в порты или терминалы.

В министерстве земли, транспорта и морских дел Республики Корея считают, что неприятности Hanjin будут оказывать негативное воздействие на мировые морские перевозки в течение двух-трех наиболее оживленных месяцев, то есть этой осенью. Более полумиллиона двадцатифутовых эквивалентов (TEU), условных единиц вместимости грузовых транспортных средств, основанных на объеме стандартного шестиметрового контейнера, которые уже находятся на кораблях Hanjin, клиенты корейских перевозчиков получат с большими задержками.

Впрочем, говорить о глобальном кризисе в морских грузовых перевозках преждевременно. Хотя бы потому, что часть грузооборота Hanjin могут взять на себя конкуренты. Правда, стоимость доставки контейнеров после банкротства Hanjin вырастет. Только за прошлый четверг, через день после объявления о банкротстве Hanjin, тариф на доставку 12-метрового контейнера из Китая в США вырос на 50%. Впрочем, по мнению многих специалистов, подчеркивает агентство AP, скачок цен, вызванный банкротством Hanjin, будет недолгим и продлится максимум два месяца. Учитывая, что примерно 5% тоннажа мирового грузового флота сейчас простаивает, заделать прорехи, вызванные банкротством Hanjin, будет нетрудно.

Банкротство Hanjin спровоцировало хаос в морских перевозках

Начались острые публичные препирательства вокруг судьбы всеобъемлющего экономического соглашения между Евросоюзом и США (TTIP — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство). Вице-канцлер Германии Габриэль заявил, что ведущиеся переговоры безнадёжны: «Де-факто они провалились, хотя никто этого не признаёт». И то сказать: если за четырнадцать раундов переговоров не удалось достичь согласия ни по одной из 27 глав будущего договора, что это, как не провал? Ещё звонче высказались французы. Олланд и прежде грозил, что-де его страна «никогда не поставит под сомнение свои основные принципы» в области того, сего и этого, а теперь секретарь по внешней торговле Фекл сказал просто: «Франция требует быстрого и окончательного прекращения переговоров. Эти переговоры посеяли повсюду много страхов. Нужно их немедленно остановить и начать обсуждение новых условий». Итальянцы сразу сочли необходимым возразить: «TTIP будет заключено, это неизбежно. Штаты — наш основной экономический и политический партнёр; если не вести переговоры с ними, то с кем же другим их вести?» (министр экономического развития Календа). Европейская же комиссия, которая, собственно, эти самые переговоры с американцами и ведёт, вообще не видит предмета для дискуссии. Её пресс-секретарь Схинас доложил публике, что переговоры как раз «вошли в важнейшую стадию», и что «ЕК по-прежнему готова завершить их к концу года». Расхождение во взглядах свирепое — и вполне объяснимое.

Конечно, проект TTIP с самого зарождения вызывал у европейской стороны массу вопросов и опасений. Во-первых, это соглашение должно коренным образом поменять устройство европейской жизни. Как уже не раз говорилось, суть его не столько в освобождении торговли от пошлин (торговля между сторонами и так почти свободна), сколько в правилах, по которым живёт экономика, — и в том, кто их должен определять. Отдельным странам ЕС и Евросоюзу в целом предстоит сильно потесниться в этом отношении. Речь идёт не только об отмене конкретных нормативных актов, принятых в Евросоюзе или отдельных его членах; речь идёт ещё и о праве корпораций оспаривать государственные нормативные акты в частных трибуналах, где решения принимают сами корпорации. В Европе всё это особого восторга не вызывает, но американцы на таком подходе стоят твёрдо. Во-вторых, явная асимметрия плюсов и минусов. Официальная позиция состоит в том, что от нового соглашения выиграют все: каждый американец — столько-то долларов в год, каждый европеец — столько-то евро. На деле всё менее идиллично. Так, изменение европейской системы регулирования аграрных рынков на более свободную модель а-ля США подкосит европейских фермеров, но встречных подарков европейцам Америка не сулит. «Американцы не дают ничего или же предлагают крохи», — сердится Фекл. Самый явный пример — госзакупки. Как можно понять, США по новому соглашению получат равный с местными компаниями доступ к казённым деньгам европейских стран, тогда как в Америке иностранцы как не имели права бороться за госзаказы

О разделении властей

Фернан Бродель ввел понятие «миросистема». Джованни Арриги, развив эту тему, представил дело так, что история, прежде всего экономическая, — это череда сменяющих друг друга «длинных веков» (примерно 120 лет), в каждом из которых складывается своя миросистема со своим центром. Предыдущие 120 лет центром миросистемы были США. С началом распада СССР эта система тоже стала распадаться, и сегодня от нее уже ничего не осталось. Формируется новая миросистема. Где она? Какая из стран будет ее центром?

Взгляды обращаются на Азию. Там бурлит жизнь. Там был взлет Японии, но ей не дали претендовать на центральную позицию в мире. Был взлет Южной Кореи, но она слишком мала. Китай? Может быть. Правда, историки указывают, что Китай никогда не стремился к экспансии. Почему он сделает это теперь? Есть ли альтернатива Азии? Может быть, такой альтернативой следует считать Иран, а раньше на эту роль могла претендовать Сирия. Но там практически война. Все эти еще неточные вопросы возникают, когда задумываешься относительно стратегического значения российского Дальнего Востока. Зачем нам этот далекий форпост? Можем ли мы, благодаря присутствию на Дальнем Востоке и активной экономической политике там, делать попытки стать центром новой системы? Как показал Восточный экономический форум, пока нет. Страна не может стать привлекательным сильным партнером для сильных игроков, если сама не готова к масштабным капитальным тратам, а только пытается привлечь чужие капиталы на свою территорию.

На нашем Дальнем Востоке живет всего шесть миллионов человек. И в радиусе от них, примерно равном расстоянию от Москвы до Ростова, — почти 250 млн человек. Эти 250 млн производят сейчас 7 трлн долларов суммарного ВВП, что составляет примерно половину всего того, что производит Евросоюз. А ведь мы посчитали только ближайшие провинции Китая, Южную Корею и Японию. Этот гигантский узел производит кучу товаров, нуждается в огромном количестве сырья и еды, владеет массой свободных денег и стремится к обеспечению транспортной доступности в регионы Большой Азии, захватывая еще огромную по населению, бедную и голодную часть мира. В этом узле сидим мы, с населением Дальнего Востока в шесть миллионов человек, со свободными землями и сырьем.

Когда читаешь Арриги, понимаешь, что формирование миросистемы — это процесс, где совершается много действий, каждое из которых не имеет гарантированного результата, но вместе они складываются в систему взаимовыгодных отношений между центром и свободными мировыми капиталами. Это самое главное. Надо заинтересовать свободный капитал, сделать себя выгодным для него. В Азии полно свободных капиталов. Япония уже тридцать лет не знает, куда его девать. Поэтому идея, что мы откроем Дальний Восток для азиатского капитала, кажется плодотворной. Но не тут-то было: в который раз мы убеждаемся, что капитал с охотой идет туда, где активны местные инвесторы. А если страна и ее бизнес не готовы к серьезным капитальным тратам, то она не очень интересна для партнеров.

До миросистемы еще далеко

Редакционная статья

Несмотря на то что Российский Дальний Восток находится в центре крупнейшей мировой промышленной агломерации — в треугольнике Япония — Китай— Южная Корея, для них он играет роль лишь небольшого сырьевого придатка. Если во всем регионе АТР в совокупности сосредоточено 15 трлн долларов мирового ВВП, а Япония, Южная Корея и четыре китайские провинции, непосредственно примыкающие в Дальневосточному федеральному округу (ДФО), аккумулируют около 8 трлн долларов, то совокупный ВРП, приходящийся на все субъекты ДФО, — около 30 млрд долларов. Разрыв масштабов в два порядка показывает огромную экономическую пропасть между нашими дальневосточными субъектами и экономиками, находящимися всего в сотнях километров. На первый взгляд логично воспользоваться уникальным географическим преимуществом восточных регионов страны для освоения этих огромных рынков.

Точечный оптимизм

Несмотря на все усилия федеральных и региональных властей, экономического взрыва на Дальнем Востоке не происходит. И если чиновники и представители крупного бизнеса на прошедшем Восточном экономическом форуме (ВЭФ) были предельно оптимистичны, то представители среднего регионального бизнеса чаще высказывали опасения относительно будущего. В приватных беседах местные бизнесмены говорили, что регион деградирует. Хозяйство, построенное еще советской властью, продолжает ветшать; мосты, переправы, коммуналка находятся в удручающем состоянии. Денег на модернизацию взять неоткуда, так как региональные бюджеты погрязли в долгах. В итоге хорошие дороги заканчиваются через несколько десятков километров после выезда из любого крупного города. Подавляющее большинство городского населения живет в домах, построенных еще в Советском Союзе.

Огромные заводы, связанные в основном с ВПК, о былых объемах работ не могут и мечтать. «Как долго будет продолжаться череда запусков маленьких разрозненных проектов, упакованных в территории опережающего развития, инвестконтракты, масса региональных “прожектов”, разбросанных по огромной территории ДФО и решающих лишь локальные проблемы?» — вопрошал один бизнесмен.

Может быть, стоит перейти к практике больших проектов? Однако эта идея не была поддержана ни чиновниками, ни представителями крупных госкомпаний.

Сейчас на Дальнем Востоке создано 13 территорий опережающего развития (ТОР), которые смогли привлечь более 140 инвестиционных проектов.

Чиновники Минвостокразвития оптимистичны: новые инструменты экономического развития, разработанные для Дальнего Востока, позволили привлечь более 1 трлн рублей инвестиций для создания 316 новых инвестиционных проектов.

Однако цифры не убеждают. В реальности на Дальнем Востоке большинство проектов пока «бумажные» или точечные, разрозненные и не создающие единого хозяйственного комплекса для региона. По данным аналитиков Российского экспортного центра, доля ДФО в общем объеме российского экспорта в первой половине 2020 года выросла до 6,9%; в несырьевом экспорте — до 3,7%. Разумеется, это не то, на что мог бы рассчитывать экспортно ор

ТОП-2 лучших брокеров бинарных опционов, дающих бонусы при открытии счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

Добавить комментарий