Контроль за брокерами-мошенниками со стороны Центрального Банка России будет ужесточен

2 лучших брокера бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

Коммерческие банки в банковской системе Российской Федерации

Сущность и роль коммерческих банков, их функции. Нормативно-правовая база регулирования банковского сектора в Российской Федерации. Основные операции, осуществляемые коммерческими банками. Анализ деятельности коммерческих банков в Российской Федерации.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.12.2020
Размер файла 56,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Факультет экономики и финансов

Отделение предпринимательства и финансов

Курсовая работа по дисциплине

«Деньги, кредит, банки»

на тему «Коммерческие банки в банковской системе Российской Федерации»

Выполнила: Столь Анастасия Вячеславовна

Рейтинг лучших брокеров БО на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

студентка 3 курса, срок обучения 4 года

группа № М3321 № зачетной книжки ЭТ066

Преподаватель: Харченко Лариса Павловна

Должность: доцент экономических наук

ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность и роль коммерческих банков, их основные функции

1.2 Нормативно-правовая база регулирования банковского сектора в Российской Федерации

1.3 Основные операции, осуществляемые коммерческими банками

1.4 Анализ деятельности коммерческих банков в Российской Федерации

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТА

2.1 Необходимость и сущность кредита и предпосылки его возникновения

2.2. Особенности кредитного рынка в Российской Федерации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Банковская система играет весьма важную роль в рыночной экономике каждого государства, и все изменения — как положительные, так и отрицательные затрагивают ее самым прямым образом. Поэтому четкая и правильная организация банковского сектора необходима для эффективного развития и функционирования экономики.

Коммерческие банки являются неотъемлемым звеном банковской системы. Проводя денежные расчеты и операции, кредитуя субъекты хозяйствования, а также выступая посредниками в перераспределении капиталов, коммерческие банки существенно повышают общую эффективность производства. В настоящее время система коммерческих банков активно развивается, тем самым им отводится весьма значительное место в экономике, а также особая роль в процессе функционирования народного хозяйства.

Эффективное распределение денежных средств между хозяйствующими субъектами в целях достижения ими максимальных показателей во многом обеспечивается благодаря институту кредитования. Несмотря на то, что в последние годы этот сектор экономики во многом пострадал из-за мирового финансового кризиса, кредит является весьма востребованным средством финансирования. Дальнейшее его развитие во многом зависит от мер, предпринимаемых правительством и Центральным Банком по стабилизации российской экономики.

Целью написания курсовой работы является анализ теоретического и практического материала по теме сущность и необходимость кредита, а также углубленное изучение такого института кредитно — банковской системы, как коммерческий банк.

ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность и роль коммерческих банков, их основные функции

Коммерческие банки представляют собой особый вид предпринимательства, который способствует движению ссудных капиталов и осуществляет их мобилизацию и распределение в процессе обслуживания хозяйствующих субъектов, к которым относятся различные предприятия, организации и население. Исходя из этого, можно утверждать, что коммерческие банки являются очень важным звеном банковской системы в целом [18]. Поскольку коммерческий банк представляет собой вид предпринимательской деятельности, это указывает на то, что основная цель его создания заключается в получении максимальной прибыли, но в связи с этим, он подвержен степени риска, которая достаточно высока. Это объясняется тем, что существует огромное количество внешних и внутренних факторов, которые влияют на банковскую сферу. К их числу можно отнести нестабильную экономическую ситуацию в стране или отказ заемщика выполнять свои кредитные обязательства в силу различных обстоятельств. А учитывая то, что коммерческие банки в основном работают с заемными денежными средствами, привлеченными в виде вкладов или сторонних займов, то это положение является очень важным. Также не стоит забывать и об ошибках персонала или их злоупотреблением своими полномочиями. Учитывая высокую степень риска, государство отлажено регулирует банковскую сферу и постоянно совершенствует данную нормативно-правовую базу, ведь именно на коммерческих банках лежит миссия по формированию и движению ссудных капиталов, их мобилизации и размещению внутри страны.

Банковское законодательство РФ определяет банк, как кредитную организацию, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов [5]. Исходя из вышеприведенного определения, можно утверждать, что коммерческие банки представляют собой кредитные институты, которые выполняют комплексное обслуживание клиентов, а также привлекающие временно свободные средства для удовлетворения за их счет финансовых потребностей хозяйствующих субъектов и государства.

Теперь обратимся к особой роли коммерческих банков, которую им присуще выполнять в рыночной экономике страны. Поскольку деятельность банков напрямую связана с каждым сектором экономики, то можно утверждать, что их роль является достаточно весомой. Так как коммерческие банки являются финансовыми посредниками, то на них возложена важнейшая функция народного хозяйства, которую можно определить, как обеспечение не только межотраслевого, а также и межрегионального распределения и перераспределения капитала по всем сферам и каждой отрасли экономики государства. Данный факт содействует полноценному и масштабному экономическому развитию в целом. В настоящее время в динамично развивающемся мире, возрастает и роль коммерческих банков вместе со сферой их деятельности, что отражается в появлении новых, более структурированных видах выполняемых ими операций, о которых более подробно будет сказано в дальнейшем. Другими словами, можно сказать, что коммерческие банки эволюционируют вместе с окружающей средой и подстраиваются под современные методы конкурентных отношений, системы контроля и функционирования. Разнообразие операций позволяет коммерческим банкам сохранять своих постоянных клиентов и привлекать новых, а также оставаться рентабельными даже в весьма неблагоприятных экономических условиях, от которых никто не застрахован. К их числу можно отнести возможность кризисов, а также спады в хозяйственной конъюнктуре. Учитывая приведенные факторы, на коммерческие банки возложена непростая роль основного операционного звена в кредитной системе государства, которое живет по законам рыночной экономики. В разработке и применении денежно-кредитной политики каждого государства, коммерческим банкам также отведено весьма не последнее место, ведь осуществление данной политики происходит через Центральный банк, а так как он является основным органом по регулированию коммерческих банков, то соответственно происходит влияние на отношение между ними. К примеру, денежно-кредитная политика регулирует объем кредитов, уровень процентных ставок, а также может стимулировать или ограничивать денежную эмиссию. Так как перечисленные показатели рынка ссудных капиталов напрямую связаны с деятельностью коммерческих банков, то они оказывают свое непосредственное воздействие на нее.

Как уже неоднократно был отмечен факт динамичного развития современного общества во многих сферах, причем банковская не представляет собой исключение, то в настоящий момент можно наблюдать высокий уровень конкуренции между специализированными кредитными учреждениями, число которых резко возрастает, и коммерческими банками. Однако, рассматривать развитые конкурентные отношения с негативной точки зрения не стоит. Конечно же, конкуренция в определенной степени осложняет функционирование, однако также стимулирует банки на развитие своей деятельности, на расширение многообразия оказываемых ими услуг, а также несомненно на повышение качества сервиса и клиентского обслуживания. Расширяя свою деятельность, коммерческие банки тем самым повышают свою роль в экономическом функционировании, и начинают стремительно приспосабливаться к динамично развивающимся и обновляющимся условиям рынков кредита.

Теперь перейдем к рассмотрению и анализу основных функций, выполняемых коммерческими банками. В качестве источника, на который будет происходить опора при изучении данного вопроса, будет использовано учебное пособие Рябининой Л.Н. для студентов высших учебных заведений [18].

Автор выделил четыре основные функции коммерческих банков:

· функция создания и уничтожения новых кредитных денег;

· функция мобилизации денежных поступлений, доходов и сбережений и превращение их в ссудный капитал;

· функция посредника в платежах между физическими и (или) юридическими лицами;

· функция посредника в размещении и предоставлении ссудного капитала.

Такая функция, как создание и уничтожение новых кредитных денег (платежных средств) позволяет банкам увеличивать или уменьшать денежную массу, под которой мы понимаем общую массу наличных и безналичных средств, находящихся в обращении страны [20]. Стоит отметить, что кредитные деньги существуют лишь в виде записи на счетах в банке. Данной функции свойственно отличать коммерческие банки от других кредитных учреждений небанковского типа, которые присутствуют на денежном рынке. Таким образом, можно утверждать, что функция, позволяющая регулировать денежные потоки, носит ключевой характер. Подробнее рассмотрим, как данная функция выполняется на практике, для начала обратимся к созданию кредитных денег. Данный процесс тесно взаимосвязан с кредитованием клиентов банка или их внесением денежных средств на банковские счета. К примеру, при выдаче кредита банком, общее число безналичных денег в обращении возрастет, то есть произойдет непосредственное увеличение объема денежной массы. Теперь обратимся к процессу уничтожения денег, который возможен, если кредиты заемщиков погашаются за счет списания денежных средств с денежных счетов, которые им принадлежат, другими словами, произойдет сокращение денежной массы. Именно уничтожение кредитных денег позволяет освобождать экономику от больших объемов безналичных денежных средств, эмитируемых этими же коммерческими банками. В заключение отметим, что рассмотренная функция имеет важное значение для развития экономического потенциала каждой отрасли и экономики государства в целом, ведь она в процессе кредитования привлекает к обороту денежные средства всех субъектов хозяйствования, что необходимо для слаженного функционирования производственного аппарата.

Следующая функция — это мобилизации денежных поступлений, доходов и сбережений и превращение их в ссудный капитал относится к первоначальным банковских функциям. Она обусловлена тем, что денежные средства клиентов банка, к которым относятся как физические так и юридических лица, оформляя вклады не только получают фиксированный доход в виде процента, но и позволяют коммерческим банкам за счет аккумулированных вложенных средств проводить операции по выдаче ссуд другим субъектам экономики, нуждающимся в них на определенные сроки и в необходимых суммах. И именно благодаря коммерческим банкам свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, который может найти свое применение в различных социально-экономических нуждах.

Функция посредника в платежах между физическими и (или) юридическими лицами. Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника в платежах, и основываясь на этом праве, они осуществляют различные расчеты между субъектами экономики, а также регулируют весь процесс, связанный с ними. К числу таких расчетов можно отнести аккредитивы, платежные поручения, инкассо, векселя, чеки, электронные безналичные расчеты и т.д. Банки обязываются своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами, связанные с платежами, а также вести тщательный учет как поступлений на текущие счета, так и снятие средств с них.

И последняя функция, которая звучит как посредничество в размещении и предоставлении ссудного капитала или другими словами в кредите. Поскольку процесс выдачи ссуд является достаточно трудоемким и содержащим множество нюансов, то коммерческий банк, вновь выступая в качестве посредника, разрешает их. К числу трудностей можно отнести такие факторы как несовпадение размера запрошенного и предлагаемого в ссуду денежного капитала или несовпадение срока его высвобождения со сроком ссуды, также наличие риска, что заемщик по определенным причинам не сможет погасить ссуду в срок. Коммерческие банки со своей стороны перераспределяют свободные денежные средства в те сферы, в которых существует острая в них необходимость, просчитывая все кредитные риски и выбирая те варианты, которые наиболее выгодны для сложившейся в стране экономической ситуации.

1.2 Нормативно-правовая база регулирования банковского сектора в Российской Федерации

Банковская деятельность, как одна из важных составляющих экономически развитого государства имеет определенную нормативно-правовую базу, на которую она опирается. Правительство РФ выпускает ряд законов, указов, постановлений и распоряжений, которые посвящены банковской системе и ее составляющим, к которым относятся Банк России (Центральный Банк РФ), кредитные организации (к числу которых относятся коммерческие банки) и различные представительства иностранных банков. Также в перечисленные нормативно-правовые акты вносятся регулярные поправки и дополнения. Все, кто задействован в этой сфере, обязаны опираться на них и непрекословно соблюдать.

Законодательной базой являются Конституция Российской Федерации и Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные законы, указы президента, акты правительства Российской Федерации, а также постановления Центрального Банка РФ, относящиеся непосредственно к деятельности кредитных организаций, основным регулятором которой он и является.

Ниже перечислены базовые законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность в РФ:

· одним из основных законов является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) [4]. В законе установлены основные аспекты, регулирующие функционирование ЦБ РФ, а также устройство и его положение в стране, денежно-кредитную политику и особенности трудовых отношений с сотрудниками;

· также важное значение имеет и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002г.) [5], который регулирует правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в РФ;

· Федеральный закон от 25 февраля 1995 г. № 40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [6]. Данный закон определяет положения, основываясь на которые, можно признать должника банкротом, контролирует выполнение мер по предупреждению банкротства, а также определяет порядок и условия проведения процедур, которые необходимы в деле о банкротстве;

· Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. от 25 июля, 30 октября 2002 г.)[7] направлен на защиту прав интересов граждан, общества и государства в целом путем создания правового механизма противодействия вышеописанным преступным деяниям;

· Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» (с изм. от 27 апреля 1995г.)[8]. Данный указ направлен на повышении эффективности функционирования всех составляющих банковской системы и защиту интересов вкладчиков;

· Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. №194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»[9]. В данном постановлении приведена подробная методика для финансовых организаций, а также приведены расчетные формулы для определения различных оборотов денежных средств.

Также основной составляющей рассматриваемой нормативно-правовой базы являются ведомственные акты Банка России, которые он вправе выпускать согласно Положению «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г.[10], а в связи с Положением ЦБР от 18 июля 2000 г. №115-П ЦБР[11], Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Нормативные акты, принятые ЦБ РФ начинают действовать по истечении 10 дней их публикации в «Вестнике Банка России», который является официальным изданием Центрального Банка. Важным аспектом является тот факт, что данные нормативные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, в том порядке, который установлен для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Ежегодно ЦБ РФ разрабатываются и публикуются положения, письма, указания и инструкции, которые отражают многие аспекты банковского сектора и в качестве примера приведем некоторые из них:

· Положение от 7 августа 2009 г. №342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»[12];

· Указание ЦБР от 31 марта 2000 г. №766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» (с изменениями от 8 июня, 21 декабря 2000 г.)[13];

· Инструкция ЦБР от 24 августа 1998 г. №76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» (с изм. и доп. от 17 марта 1999 г.)[14];

В целях успешного развития банковской сферы законодательная база должна постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимся внешними условиями и потребностями участников регулируемых отношений.

1.3 Основные операции, осуществляемые коммерческими банками

В РФ все операции, выполняемые коммерческими банками условно можно разделить на три группы: пассивные, активные и комиссионные. Рассмотрим каждую из трех групп более детально, опираясь на учебное пособие «Банки и банковское дело» под редакцией И. Т. Балабанова [15].

Начнем с пассивных операций, играющих для банка немаловажную роль и которые включают в себя операции, за счет которых происходит формирование ресурсной базы коммерческого банка. Так как стабильность и устойчивость банковских ресурсов позволяет коммерческим банкам качественно осуществлять активные операции, то стремление наращивать их весьма обосновано. Данный процесс может осуществляться как с помощью заемных (привлеченных), так и собственных средств.

К последним относятся: уставной капитал, резервные и специальные фонды, резервы для покрытия всевозможных банковских потерь, а также нераспределенная прибыль.

Собственный капитал формируется за счет средств, принадлежащих непосредственно банку. Несмотря на то, что составляет лишь 10% от общего числа средств, на него возложены весьма важные функции по выплате компенсаций вкладчикам, в случае банкротства банка или его ликвидации, а также приобретение ресурсов, необходимых для эффективного функционирования банка на начальной стадии его создания, такие как земля, здания, оборудование и т.д.

Управление собственным капиталом играет важную роль в обеспечении устойчивости пассивов и прибыльности банков. Одним из способов, с помощью которого осуществляется управление данным капиталом, является дивидендная политика. Капитализация дивидендов — один из самых легких и недорогих способов пополнить акционерный капитал. Теперь рассмотрим резервный фонд, формируемый за счет отчислений от прибыли и создаваемый в размере, установленном в уставе банка, равном не менее 10% от общего размера уставного капитала. Основным предназначением резервного фонда является покрытие весьма крупных убытков, возникающих у коммерческого банка. Помимо, данного фонда, коммерческие банки также могут формировать и другие виды фондов, к их числу можно отнести резервный фонд под обесценение ценных бумаг, резерв по ссудам, фонд экономического развития [15,21].

И наконец, нераспределенная прибыль, представляющая собой накапливаемую сумму прибыли, которая остается в распоряжении банка после его налоговых выплат и выплат дивидендов, а также всевозможный отчислений в резервный и специальные фонды. Она переходит в распоряжение дирекции коммерческого банка и его собрания акционеров.

Теперь обратимся к привлеченным средствам, которым также отведена весьма важная роль . В банковской сфере данные средства по способу их аккумуляции принято делить на депозиты, которым принадлежит большая часть и привлеченные от юридических и физических лиц кредиты и займы, а также ресурсы полученные банком путем продажи собственных долговых обязательств.

Депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые на определенное время оседают на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций [15, 22].

Их можно разделить на три группы, согласно их экономическому содержанию:

· депозиты до востребования (средства предприятий и организаций в расчетах, средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками, средства местных бюджетов и др.);

· срочные депозиты (депозиты со сроком до 3 месяцев; депозиты со сроком свыше 12 месяцев и т. д.);

· сберегательные вклады (срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, молодежно-премиальные, условные, на предъявителя, текущие счета, до востребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки и пр.).

Коммерческим банкам необходимо проводить сравнительный анализ привлеченных средств по таким критериям как группы клиентов и сроки. Это позволяет определять, какой из экономических секторов наиболее активно привлекает банковские денежные средства, а также цели, на которые он их использует.

Также хочется отметить, что в настоящее время набирают обороты такие источники формирования заемных средств, как межбанковские кредиты. Средства, полученные путем межбанковского кредитования, банки-заемщики могут использовать для покрытия своих активных операций и ликвидности балансов банков. Однако, межбанковский кредит имеет явный недостаток, который выражается в том, что не способствует диверсификации, таким образом не укрепляет ликвидность банка.

Следующий вид операций, это активные операции, которые представляют собой операции по размещению собственных и привлеченных средств банка для получения прибыли и поддержания ликвидности[15,23-24].

Все активные операции, в свою очередь делятся на:

· операции с ценными бумагами.

Дадим краткую характеристику каждому из представленных видов. Кредитные операции это основа активных операций, которые предоставляют заемщику средства на условиях возвратности, срочности и платности. Данные операции являются наиболее доходными, но к сожалению несут в себе и большую долю риска, поэтому требуют качественного юридического оформления с соблюдением мельчайших нюансов.

Ссудные операции представляют очень большое число видов, каждый из которых можно разделить на группы по определенным признакам, к примеру:

· направление использования (целевые и нецелевые);

· тип заемщика (физическим и юридическим лицам) ;

· сроки кредитования (кратко-, средне- долгосрочные);

· назначение (объекты кредитования);

· обеспечение (необеспеченные и обеспеченные залогом, гарантиями, страхованием);

· метод погашения ссуды ( единовременные, с рассрочкой платежа);

· порядок начисления и погашения процентов и др.

Как уже было сказано ранее, данный вид активных операций требует детального юридического закрепления, во избежание негативных последствий, которые могут возникнуть для банки в связи с ними. Заемщику необходимо предоставить в коммерческий банк ряд документов, так называемое юридическое досье, которые будут описывать его материальную обеспеченность, а также срочное обязательство-поручение на возврат ссуды, залоговое или гарантийное обязательство и заявление на получение ссуды. Если по каким-либо причинам, заемщик не выполняет свои обязательства по выплате ссуды, то коммерческий банк вправе в порядке, предусмотренном договором и законами РФ взыскать задолженность, причем не исключается привлечение судебных органов власти.

Следующий вид — это инвестиционные операции, инициатива проведения которых принадлежит коммерческому банку. К их числу можно отнести операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях.

Гарантийные операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

Операции с ценными бумагами , к которым относятся: операции с векселями (учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе);операции с ценными бумагами, котирующимися на фондовых биржах.

И наконец, третья группа банковских операций — комиссионные, они осуществляются банками по поручению клиента, который в свою очередь вносит за их выполнение плату или комиссию (вознаграждение банка). Можно выделить следующие виды комиссионных операций (которые часто называют услугами)[15,25-26]:

· расчетно-кассовые услуги — осуществление расчетов в национальной и иностранной валюте, получение и зачисление средств на счета клиентов, выдача наличных денег со счетов, их хранение и транспортировка;

· трастовые услуги — купля-продажа банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций;

· операции с иностранной валютой — купля-продажа иностранной валюты, а также дорожных чеков иностранных банков, выпуск и обслуживание пластиковых карт, осуществление международных расчетов;

· информационные услуги — предоставление клиентам коммерческой и некоммерческой информации.

1.4 Анализ деятельности коммерческих банков в Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней: верхнего, который представлен Банком России и нижнего, с входящими в его состав кредитными организациями, к числу которых и относятся рассматриваемые нами коммерческие банки.

На 1 января 2020 года по данным статистики Центрального Банка [22] число коммерческих банков в РФ составило 923 учреждения, однако только 418 относятся к крупным банкам, другими словами, их уставный капитал соответствует установленным требованиям, причем 489 из них имеют головной офис в Москве.

Теперь обратимся к статистике по числу коммерческих банков, находящихся в регионах нашей страны за последние 7 лет (Приложение 1). Из приведенных данных, можно сделать несколько не совсем положительных выводов. Во-первых, основная масса коммерческих банков зарегистрировано в центральной части страны до Урала. В азиатской же части их количество весьма незначительно, несмотря на внушительные территориальные размеры и природные богатства, расположенные там. Это может быть обосновано тем фактом, что большая часть населения и организаций, сосредоточено именно в европейской части России, и потребность в банковских услугах там выше. Во-вторых, налицо заметное сокращение числа коммерческих банков по всем регионам. В период с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2020 г. произошло сокращение на 33 учреждения по стране, а в сравнении с 1 сентября 2008 г. — на 213, что в процентном соотношении составляет 18,8% от общего числа. Данная ситуация весьма плачевна, особенно для зауральских федеральных округов, где число коммерческих банков и так невелико. Усугубляет положение и тот факт, что в настоящее время, практика отзыва лицензий набирает обороты, и по экспертным оценкам в скором времени общее число банков сократиться до 500. Информационный портал РБК объявил, что в 2020 году уже у 78 банков по всей стране были отозваны лицензии, причем в их число входят и весьма крупные коммерчески банки, такие как «Мастер-Банк» и «Инвестбанк».

Центральный банк может предпринять к коммерческим банкам такие серьезные меры только, основываясь на статью 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности»[5]. Она подробно описывает случаи, когда ЦБ обязан отозвать лицензию, к ним относятся:

· достаточность капитала банка составляет меньше 2%;

· банк не исполняет законодательство о банковской деятельности;

· банк не способен возвращать вклады или долги другим лицам в течение 14 дней;

· размер собственных средства банка меньше 180 млн. руб.

Также существует и ряд других причин, но в их случае отзыв лицензии не является обязательной мерой.

Большинство банков, попавших под ужесточенную регулирующую политику ЦБРФ, были уличены в нарушении положений ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[7], а именно в предоставлении недостоверных отчетов и отмывании доходов, в связи с этим происходило заметное сокращение собственных средств, участии в сомнительных операциях, когда большое количество денежных средств выводилось за рубеж, а также в операциях, имеющих большие финансовые риски и т.д. На примете у Банка России еще 162 банка, в которых последует скорая проверка и неизвестно, чем она закончится.

Теперь подробнее проанализируем показатели банковской деятельности, в которых основную роль играют сбережения населения, представляющие собой часть дохода, остающуюся после совершения всех потребительских расходов. Так как данные сбережения являются важнейшим источником банковских пассивов, то они всеми силами стараются привлекать их во вклады. Рассмотрим статистику, показывающую количество привлеченных банком средств юридических и физических лиц в национальной и иностранных валютах (Приложение 2). Из приведенной таблицы можно утверждать, что с каждым годом заметен рост денежных средств, привлекаемых во вклады. Из таблицы можно проследить тенденцию роста денежных средств, в период с 2020 г. по 2020 г., он составил 16 632, 5 млрд. рублей, а с 2020 г. по 2020 г.- 4 012, 9 млрд. руб. Весьма значительный рост, может быть обусловлен тем, что коммерческие банки предлагают вкладчикам весьма выгодный процент и хорошие условия вклада, так же этому поспособствовала и низкая инфляция первого полугодия 2020 г., которая обеспечивала положительную доходность от депозитов. А учитывая те факторы, что в настоящее время экономика восстанавливается от последствий кризиса, а также усиленной регулирующей политики со стороны государства и их гарантий по страхованию вкладов, можно утверждать что рынок депозитов будет и дальше развиваться и расти в положительном ключе.

Относительно валюты вклада, данные по которой также представлены в таблице, можно утверждать, что депозиты в рублях превалируют над иностранной валютой в 2020 г. наблюдался разрыв в 1,7 раза, в 2020 он возрос в 2,3 раза. Основной причиной может послужить нестабильность курсов иностранных валют, в частности евро и доллара, которые в последнее время колеблются в достаточно весомом диапазоне. Данная ситуация является достаточно рискованной, и даже несмотря на положительный исход, вкладчики весьма осторожно относятся к своим сбережениям и предпочитают рублевые депозиты. Однако во второй половине 2020г. наметился резкий рост таких иностранных валют как евро и доллар, значения которых на 11 ноября составили 57,05 рублей и 45,89 рублей соответственно, а национальный рубль начал обесцениваться. Исходя из ситуации в скором времени возможно сокращение депозитов в национальной валюте и их рост в иностранной.

Теперь рассмотрим структуру вкладов физических лиц в рублях по срокам привлечения (Приложение 3). Как видно из диаграммы, преобладающими являются вклады на сроки до трех лет. Несмотря на то, что с 2009 г. по настоящее время они сократились с 57,8 % до 51,7%, по сравнению с другими вкладами они все еще занимают лидирующие позиции. Второе место занимают депозиты до востребования, которые в 2020 г. составили 20,5% от общего числа депозитов, привлеченных коммерческими банками. Вклады до 30 дней и от 31 до 90 дней практически отсутствуют. Данную зависимость можно объяснить тем, что население стремится получить более высокий процент по вкладу, за счет размещения своих средств на более длительный срок, а также то, что долгосрочные вклады более разнообразны и имеют достаточно гибкие условия пополнения и изъятия средств.

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТА

2.1 Необходимость и сущность кредита и предпосылки его возникновения

Кредит можно считать важнейшей и неотъемлемой частью не только банковской сферы, но и всей социально-экономической структуры в целом. К примеру, предприятие, используя заемные денежные средства может увеличить свою ресурсную базу, что позволит расширить производство и быстрее достигнуть намеченных целей. В отношении граждан стоит та же перспектива. Они могут вложить дополнительные средства, взятые в кредит в свою предпринимательскую деятельность либо использовать их в личных целях, ускорив процесс обладания желаемым товаром или услугой. Сфера использования кредита поистине масштабна. От отдельных физических лиц и малых предприятий, до крупнейших корпораций всех сфер жизнедеятельности и государства в целом.

В итоге, можно выделить следующие положительные аспекты, которым способствует кредита:

· рост производства и товарооборота;

· движение капиталов внутри страны и за ее пределами;

· трансформация денежных сбережений в капиталовложения;

· обновлению основного капитала

Экономическая роль кредита заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства, тем самым позволяя рынку активно воздействовать на концентрацию и централизацию производства и капитала.

Однако, по мнению некоторых специалистов, кредит неоднозначно влияет на народную экономику и заключает в себе весьма отрицательные основы. К их числу можно отнести бедность заемщиков, нехватку у них необходимых для эффективного функционирования ресурсов , а также то, что плата за него осуществляет с дополнительными расходами и зачастую может привести к печальным последствиям в случае неуплаты долга.

В ходе данной работы, попробуем разобраться, в чем все таки заключается сущность кредита и его необходимость для общества.

Кравцова Г.И. в своем учебном пособии «Деньги, кредит, банки» [17] считает, что имущественное расслоение общества в период разложения первобытнообщинного строя, а также развитие товарно-денежных отношений стали основой для возникновения кредита. Со временем, когда потребность в заемных средствах стала выражаться в большей степени и необходимость в кредите приобрела устойчивый характер, то кредитные отношения стали выражать постоянные связи между участниками процесса воспроизводства. Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственной причиной развития кредитных отношений является необходимость в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, а точнее обеспечение непрерывности смены функциональных форм общественного продукта в процессе его движения. Однако, не стоит забывать тот факт, что кредитные отношения возникают не в процессе производства (они лишь опосредуют его), а в процессе движения товарной стоимости в сфере товарного обмена. При этом возможность их возникновения обусловлена экономической независимостью производителей товаров, участвующих в процессе обмена.

Движение стоимости в воспроизводственном процессе общества воплощается, прежде всего, в кругообороте и обороте капиталов (основных и оборотных средств) хозяйствующих субъектов. В данном процессе капитал одновременно существуют в трех функциональных формах — денежной, производительной и товарной и последовательный и непрерывный переход из одной формы в другую как раз и представляет движение капитала. Однако в ходе этого движения может возникать так называемая неравномерность, которая отражается в образовании временного избытка или временного недостатка средств на предприятиях. Данная неравномерность в кругообороте оборотного капитала обусловлена тем, что потребность хозяйствующего субъекта в оборотных средствах не всегда совпадает с их фактическим наличием на данный момент, что связано с огромным числом факторов, индивидуальных для каждого производства. К ним можно отнести

сезонность производства, характер производимой продукции и потребляемого сырья, величину рабочего периода, уровень цен на сырье и материалы и т.д.

Рассмотренные процессы, приводящие к образованию временного избытка или недостатка ресурсов, характерны для движения средств предприятий и организаций всех форм собственности. Также к временно свободными можно отнести доходы и сбережения населения, денежные накопления государства, собственные средства кредитных учреждений.

Важной особенностью является тот факт, что высвобождение средств и дополнительная потребность в них не совпадают по субъектам образования по времени и количественно, т.е. когда у одних предприятий образуется временный избыток денежных средств, у других временный их недостаток.

В связи с этим, у субъектов хозяйства с избытком средств появляется возможность пополнить недостаток средств тех субъектов, кто в них нуждается. И процесс аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределение во временное пользование как раз и осуществляется при помощи кредита, разрешая противоречие между временным высвобождением средств из хозяйственного оборота и необходимостью их эффективного использования.

Особенности индивидуальных кругооборотов и оборотов средств экономических субъектов и их взаимосвязь в процессе общественного воспроизводства создают возможность возникновения кредитных отношений. Для реализации этой возможности необходимы определенные экономико-правовые условия.

Во-первых, участники кредитных отношений должны быть юридически самостоятельными лицами, способными материально гарантировать выполнение своих обязательств по кредитной сделке.

Во-вторых, обязательным условием возникновения кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, причем решающее значение имеет согласование конкретных параметров ссуды — ее обеспечения, срока кредитования, величины процента и т.п., а также наличие альтернативных вариантов финансирования и помещения средств.

Таким образом, необходимость кредита в своей основе содержит ряд общих и специфических причин и условий его функционирования. Кредитные отношения выражают единый целостный процесс временного высвобождения средств и возникновения временной потребности в них в ходе общественного воспроизводства. Опосредствуя смену функциональных форм валового национального продукта и обеспечивая тем самым непрерывность его движения, кредитные отношения являются необходимой частью экономических отношений общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что кредит возникает из сделок, в которых одна сторона (кредитор) предоставляет другой стороне (заемщику) какую-либо ценность в обмен на обещание заемщика вернуть его или его эквивалент в будущем, другими словами это предоставление одним товаропроизводителем другому товаров на условиях платности, срочности и возвратности, который образуется двумя способами: за счет денежных средств населения, находящихся на счетах в банках и за счет временно свободных денежных средств предприятий, которые находятся на их счетах.

2.2 Особенности кредитного рынка в Российской Федерации

К особенностям современной кредитной системы можно отнести следующие положения:

· клиенту предоставляется личное право выбрать коммерческий банк, наиболее полно отвечающий его предпочтениям и интересам, таким образом, происходит развитие конкурентных отношений между банками;

· поскольку банк осуществляет торговлю своим ресурсами, он вправе определять условия, на которых будет происходить предоставление кредита;

· объем кредитования находится в прямой зависимости от объема привлеченных банком средств, а от этого в итоге будет зависеть и объем доходов

В настоящее время коммерческие банки активно участвуют в кредитовании различных экономических секторов нашей страны. По данным ЦБ РФ, кредитование нефинансового сектора является самым доходным видом банковских активов, и объем кредитов продолжает набирать обороты. Если рассматривать кредитный портфель с точки зрения валюты, то рублевые кредиты превалируют над иностранными, их объем достигает около 70%, а наиболее частыми заемщиками являются предприятия и организации, сосредоточенные на внутреннем рынке и специализированные на электроэнергетике, машиностроении, сельском хозяйстве и пищевой промышленности [21]. Однако, со стороны банков наиболее удачными сферами вложения является торговля и снабженческо-сбытовая деятельность, так как именно здесь обеспечивается быстрая оборачиваемость капитала, а следовательно и доходность вложений будет достаточно высокой и своевременной.

Также необходимо оговорить и кредитование малого бизнеса, которое в настоящее время набирает обороты. Хотя в нем заинтересованы и не все коммерческие банки, но крупнейшие из них (Сбербанк, Промсвязьбанк, Уралсиб, банк Санкт-Петербург и др.) наращивают свои мощности по кредитованию малых предприятий. В банках создаются специальные программы, которые привлекают заемщиков из этого круга. Это выражается в увеличении сроков кредитования, в некоторых случаях даже в снижении ставок. По данным Сбербанка в первой половине 2020 г. объем кредитования малого бизнеса возрос на 10%, и за год составил 812 802,95 млн. рубя, что является весьма неплохим результатом[23]. Однако, данные взаимоотношения требуют еще достаточно больших доработок как со стороны банков, так и самих малых предприятий. Поэтому, учитывая тот факт, что малые предприятия занимают важное место в экономики государства в целом, в дальнейшем поддержка в их развитии будет только увеличиваться и укрепляться.

Теперь рассмотрим потребительское кредитование. Ранее коммерческим банкам гораздо выгоднее было заключать сделки с корпоративным сектором, чем с гражданами, так как розничные кредиты обходятся дороже, а залоговые возможности частных клиентов — гораздо ниже. Но в настоящее время, когда последствия кризиса стали уходить в прошлое и наметился наиболее стабильный период, банки открывают свои двери и для населения. К этому их подталкивает снижение доходности банковской деятельности и конкуренция на денежном рынке. Рассмотрим статистику потребительских кредитов в период 2020 гг. (Приложение 4 и Приложение 5). В течение 2020 гг. в РФ был зафиксирован резкий подъем кредитования, который достиг пика в середине 2020-го. Во 2 квартале 2020г. темпы роста кредитования населения достигли 41% с учетом инфляции, а рост ипотечных кредитов 29%, реальные располагаемые доходы увеличились на 6,6% . Резкий скачок объясняется тем, что коммерческие банки занизили свои ставки в сравнении с теми, что были установлены в период кризиса.

В 2020 г. ставки по кредитам физическим лицам немного увеличились (Приложение 6), но темпы роста кредитования населения все еще остаются достаточно весомыми, но с явным замедлением. Относительно месячных показателей наблюдается рост (2,7% в июне, против 2,6% в мае 2020 г.), но относительно годового отчета, темпы роста снижаются. Наибольший прирост кредитования был зафиксирован среди кредитов «на текущие нужды» (до 32%), в отношении автокредитов, с прекращением поддержки спроса на продукцию отечественного автопрома их рост остановился на 19%.

Далее рассмотрим некоторые проблемные зоны в кредитной политики России. Весомой преградой для эффективного роста кредитных портфелей банков является ограниченность числа крупных кредитоспособных заемщиков, которые имеют свою кредитную историю в архиве банка и, как следствие, предельные значения норматива максимального риска на одного заемщика. Возросшая за последние несколько лет кредитная активность несет и негативные последствия, к ним можно отнести рост возможного невозврата средств, другими словами банковского риска. По официальной статистике, невозврат кредитов от населения составил 2-3% в центральных регионах, в отдаленных же около 5-10% [20]. Также большинство коммерческих банков готовы заключить кредитный договор лишь на срок до трех лет. Причиной тому также служат риски, связанные с деятельностью самих предприятий, а также слабость национальной банковской системы. Поэтому, свои риски банки компенсируют высокими процентными ставками и короткими сроками кредитования.

Также существует проблема того, что наиболее крупные промышленные предприятия, которые имеют высоколиквидные активы, привлекают кредитные ресурсы зарубежных банков, так как процедура получения крупного кредита в отечественных банках носит весьма непростой и длительный характер, а также высокие процентные ставки, которые не устраивают заемщиков [19].

Еще одной важной проблемой, ослабляющей развитие кредитного рынка, является отсутствие грамотного взаимодействия банками с правоохранительными органами относительно обмена информации о заемщиках. Это крайне важный вопрос, так как массовое потребительское кредитование по своей сути является бланковым и строится в основном на прогнозе платежеспособности и других социальных факторах частного лица. Поэтому меры, способные внести определенность в эти прогнозы, исключить действия мошенников, будут снижать кредитные риски, и, следовательно, банки смогут предложить более простые и дешевые формы кредитования.

Таким образом, мы видим, что в нашей стране существует необходимость доработки банковской политики относительно кредитования, в первую очередь, это касается усовершенствования нормативно-правовой базы, а также поиска новых более выгодных программ и условий как для банка, так и для заемщиков денежных средств.

В банковском переводном векселе на сумму 10 тыс. руб., срок платежа по которому истек 20 декабря N-года, обуславливается начислением процентов в размере 18% годовых. Какая сумма будет выплачена банком лицу, предъявившему данный вексель к оплате, если датой составления векселя является 10 сентября N-года. Решите задачу с использованием метода обыкновенных процентов.

Трейдинг на Форекс через российские банки

Компании, которые предоставляют услуги на Форекс для клиентов из России можно разделить на две основные категории:

  • дилинговые центры, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях (Британские Виргинские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Сейшеллы и др.);
  • российские банки, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии ЦБ РФ (Банка России);

Можно также выделить в отдельную категорию лицензированные иностранные компании, зарегистрированные в странах-членах Евросоюза, Швейцарии и пр., но открытие торгового счета в этих компаниях клиентом-физическим лицом из РФ связно с рядом неудобств и сложностей при заключении договора и переводе денежных средств. Также многие такие компании не имеют полноценной русскоязычной клиентской поддержки, что также может вызывать неудобства для клиентов.

Отличие услуг на Форекс в банках от услуг дилинговых центров

Для начала важно отметить, что в соответствии с действующим законодательством проводить операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной или безналичной форме на территории РФ имеют право только банковские организации. Такое право предоставляет им лицензия Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Банки имеют право открывать клиентам торговые счета для проведения операций на Форекс, а также заключать сделки по купле-продаже иностранной валюты на рынке Форекс. Регулирование услуг предоставляемых банками на валютном рынке осуществляется в общем порядке регулирования банковской деятельности. К такому регулированию в частности относится фактически ежедневный мониторинг деятельности банков со стороны ЦБ РФ, регулярные плановые и внеплановые проверки ЦБ РФ и налоговых органов.

Если говорить об оффшорных дилинговых центрах, то они ведут свою деятельность через интернет, из-за пределов России. При торговле в дилинговом центре, зарегистрированном в оффшоре, клиент отправляет свои средства на счет этой оффшорной компании. Спорные ситуации между клиентом и компанией решаются в суде той страны, где компания зарегистрирована, то есть в оффшоре.

При торговле через российский банк средства клиента находятся на его банковском счете в этом банке. Сохранность средств на торговом банковском счете и гарантия их выплаты клиенту обеспечиваются законодательством РФ. Спорные ситуации могут разрешаться в российских судах. Банки обязаны регулярно публиковать результаты аудиторских проверок, а финансовая стабильность банков находится под оперативным контролем ЦБ РФ.

Таким образом, клиенты банков и их средства на банковских счетах гораздо более защищены, чем клиенты оффшорных компаний.

Вывод сделок на межбанковский рынок

При выборе брокера стоит обратить внимание – выводятся ли клиентские сделки на внешних поставщиков ликвидности (на межбанковский рынок) или нет. Если сделки выводятся, то это означает, что у брокера нет финансового конфликта интересов с клиентом. Брокеру в таком случае выгодно, чтобы клиент больше зарабатывал и торговал большими объемами, поскольку брокер зарабатывает именно с клиентского оборота (количества и объема сделок). Клиент, проигравший депозит парой сделок для такого брокера невыгоден.

Наиболее технологически продвинутым способом вывода на межбанк является вывод каждой клиентской сделки с использованием STP-технологии (STP, straight-throughprocessing — сквозная обработка). Такая технология предполагает, что клиент заключает сделку с брокером, а брокер мгновенно в автоматическом режиме заключает сделку со своим контрагентом на межбанке, но по чуть лучшей цене. Разница между ценой сделки с клиентом и ценой сделки с контрагентом на межбанке – это прибыль брокера, так-называемый «маркап».

Банкам(в отличие от дилинговых центров), как профучастникам межбанковского валютного рынка проще получить доступ к ликвидности крупнейших банков-маркетмейкеров (JP MorganChase, Citibank, UBS, Barclays, CreditSuisse и др.). Для клиента это означает, что цены для него будут предоставляться наиболее выгодные, а исполнение запросов по этим ценам будет качественным.

Налогообложение с прибыли на Форекс

Отдельно стоит упомянуть о ситуации с налогообложением с прибыли от операций на Форекс. Согласно российскому законодательству с прибыли от таких операций резидентами РФ подлежит уплате подоходный налог (НДФЛ) по ставке 13%. Неуплата налогов является нарушением действующего законодательства и может повлечь за собой административное или даже уголовное наказание.

Клиенты оффшорный компаний должны подавать налоговую декларацию и уплачивать налог самостоятельно. Иначе обстоит дело у клиентов банков. Банки выполняют функцию налогового агента в отношении клиентов-физических лиц, а поэтому исчисляют, удерживают и уплачивают за клиентов в бюджет подоходный налог. Клиентам банков нет необходимости заполнять налоговые декларации. Для подтверждения получения дохода и уплаты налога банк предоставляет клиенту справку по форме 2-НДФЛ.

Трейдинг в Нефтепромбанке

В России всего несколько банков предоставляют услуги на Форекс (мы не рассматриваем случай, когда услуги на Форекс предоставляют те же оффшоры, но под брендом банка). Наиболее развито это направление в банкахВТБ24 и Нефтепромбанке. Остановимся поподробнее на последнем.

Нефтепромбанк присутствует на рынке услуг на рынке Форекс с 1996 года. До 2020 года банк предоставлял торговую платформу собственной разработки. С 2020 года банк предоставляет торговую платформу MetaTrader 4.В банке используется собственная высокотехнологичная торговая система, которая позволяет выводить все клиентские сделки на поставщиков ликвидности. Каждая клиентская сделка хеджируется на межбанке, весь процесс осуществляется в автоматическом режиме, без участия дилера (технология STP). Поставщиками ликвидности являются крупнейшие банки-маркетмейкеры, также банку доступна ликвидность крупныхECN-систем.

Условия торговли в Нефтепромбанке ни в чем уступают, а где-то даже превосходят условия известных дилинговых центров. Минимальный депозит составляет 100 долларов США, спред по паре EURUSDот 1,2 пунктов. Банком приветствуется торговля советниками и высокочастотными роботами.

Пожалуй, одним из недостатков является невозможность заключить договор онлайн через интернет. Для заключения договора понадобиться либо посетить офис банка, либо переслать подписанные документы в банк по почте. Но данный недостаток компенсируется тем, что заключив договор с банком клиент получает правовую защищенность. Также торговать в банке будет невыгодно нерезидентам РФ, для них согласно налоговому законодательству подоходный налог составит не 13, а 30 процентов с прибыли.

Заключение

С появлением на рынке банков с удобными торговыми платформами и выгодными условиями торговли, банковский Форекс начинает становиться все популярнее среди трейдеров. Банки привлекают клиентов не только отсутствием неторговых рисков, но и узкими спредами с быстрым исполнением сделок. Трейдинг в банке выбирают клиенты, которым важна надежность брокера, а также клиенты с крупными депозитами, которым важна гарантия сохранности их средств на торговом счете.

Мониторинг федерального законодательства от 22 февраля 2020 года (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Мониторинг федерального законодательства от 22 февраля 2020 года
(подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Минфина России от 13 декабря 2020 г. N 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»

Обесценение активов в бухучете госсектора: поправки.

Минфин скорректировал федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Обесценение активов». Поправками актуализирован ссылочный аппарат, а также уточнены внешние признаки обесценения актива.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2020 г. Регистрационный N 57555.

Информация Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2020 г. «ФНС России разъяснила, в каких случаях можно запросить информацию о поступлениях на счета физлица»

ФНС опровергла информацию СМИ о начислении налогов на все невыясненные поступления на банковские карты граждан.

Сообщается, что информация СМИ о повсеместном вызове владельцев карт на допросы, о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты не соответствует действительности.

По запросам банки передают налоговикам:

— данные об открытии/закрытии счетов граждан;

— справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) граждан, об остатках средств и выписки по операциям на них;

— справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении средств по счетам в драгметаллах.

С апреля 2020 г. к этому списку добавятся электронные кошельки.

Запросить информацию налоговики могут только в рамках налоговой проверки гражданина или его контрагента по согласованию с руководителем регионального УФНС или руководителя ФНС (его заместителя).

Методические рекомендации Банка России от 12 февраля 2020 г. N 2-МР «О применении кредитными организациями повышенного размера комиссионного вознаграждения»

ЦБ рекомендует банкам не повышать размеры комиссий в отношении экономически обоснованных операций.

В связи с обращениями о повышении банками размера комиссий ЦБ рекомендует им не делать этого в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций.

В частности, сюда входят перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, иных соцвыплат, страховых возмещений, а также переводы между счетами одного клиента, в т. ч. в другие банки.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»

На освобождение от вывозной пошлины на нефть могут рассчитывать как недропользователи, так и другие экспортеры.

Поправка освобождает от уплаты вывозной пошлины на нефть не только недропользователей, но и иных экспортеров нефти. Льгота применяется при наличии подтверждения о выполнении в отношении участка недр, на котором добыта вывозимая нефть, установленных условий. Прописан порядок представления такого подтверждения.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования. При этом поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2020 г. Суммы вывозных пошлин и пени, уплаченные (взысканные) в отношении нефти, задекларированной после этой даты и до истечения 180 дней со дня вступления в силу поправки, будут возвращены без уплаты процентов.

Информация Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2020 г. «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2020 года»

Известны ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты на март 2020 г.

Минэкономразвития опубликовало ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на март 2020 г. Они рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья 419,7 долл. США за тонну.

Ставка пошлины на сырую нефть в марте составит 66,9 долл. США за тонну, на дизтопливо — 20 долл. США, на прямогонный бензин — 36,7 долл. США.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Отменено лицензирование пассажирских и грузовых авиаперевозок.

— лицензирование пассажирских и грузовых авиаперевозок;

— требование о получении иностранными авиапредприятиями лицензий на осуществление в пределах России международных воздушных перевозок и выполнение авиационных работ.

Процедура лицензирования дублировала процедуру сертификации авиаперевозчиков.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 20-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.2 и 8.3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе»

Исполнителям гособоронзаказа запретили нецелевое расходование процентов на остатки по спецсчетам.

Скорректирован Закон о гособоронзаказе.

Банки могут начислять проценты на неснижаемые остатки на счетах исполнителей гособоронзаказа. Предусмотрено, что такие проценты причисляются к соответствующему счету.

Банки теперь обязаны передавать в ЕИС гособоронзаказа данные об указанных счетах.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 ноября 2020 г. N 318 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»

Федеральные специальные марки будут выдаваться по новым правилам.

Росалкогольрегулирование определило новый порядок выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой в России. Это вызвано в т. ч. изменением общих правил оказания госуслуг.

Срок предоставления госуслуги не изменился и составляет максимум 29 рабочих дней. При этом с 4 до 8 рабочих дней увеличен срок оформления заключения о возможности выдачи марок, решения об их изготовлении или справки о наличии оснований для отказа в госуслуге.

Срок изготовления марок не должен превышать 19 рабочих дней. Марки можно будет получить за 2 рабочих дня, а не за 3.

Уточнено содержание отдельных административных процедур.

Прежний порядок утратил силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2020 г. Регистрационный N 57559.

Транспорт и связь

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. N 127 «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования»

Централизованное управление сетью связи общего пользования: правила.

При возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования в России Интернета и сети связи общего пользования Роскомнадзор может взять на себя централизованное управление сетью. Кабмин прописал правила такого управления, в которых определяются:

— регламент определения угроз и меры по их устранению, в т. ч. случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи обязательных к выполнению указаний;

— требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления (включая порядок и сроки рассмотрения претензий и запросов операторов связи);

— способы определения уполномоченным органом технической возможности исполнения указаний, передаваемых при централизованном управлении;

— условия и случаи, при которых оператор связи вправе не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. N 126 «Об установке, эксплуатации и о модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования»

Кабмин определил порядок установки оборудования для блокирования возможности отключения Интернета.

Операторы связи обязаны установить специальное оборудование для блокирования возможности отключения Интернета в России — технические средства противодействия угрозам. Правительство определило правила их установки, эксплуатации и модернизации.

Этим будет заниматься радиочастотная служба. Прописан порядок ее взаимодействия с операторами связи.

Пропускная способность техсредств должна соответствовать или превышать пропускную способность сети связи. При эксплуатации техсредств не допускаются потеря скорости, качества услуг связи, ухудшение иных параметров.

Приказ Министерства транспорта РФ от 14 января 2020 г. N 13 «Об осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны при обеспечении их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС»

О транзитных перевозках с/х продукции, сырья и продовольствия в рамках продэмбарго.

В связи с зарубежными санкциями Россия запретила ввоз отдельных видов с/х продукции, сырья и продовольствия. Исключение — транзитные международные автомобильные и ж/д перевозки, которые должны прослеживаться с применением пломб, функционирующих на основе ГЛОНАСС.

Установлены правила определения организаций, уполномоченных Минтрансом накладывать и снимать пломбы, порядок информационного взаимодействия с ними ФТС и Ростанснадзора.

Также определены требования к функциональным свойствам систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, включающих пломбы.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2020 г. Регистрационный N 57539.

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2020 г. N 166 «Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией»

Кабмин урегулировал вопросы списания и восстановления в учете долгов граждан перед государством.

Правительство РФ определило основания и порядок списания и восстановления в учете задолженности граждан по денежным обязательствам перед государством.

Это касается задолженности по обязательствам, возникшим из договоров и иных сделок, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, на основании решений судов и по иным основаниям, порождающим гражданские права и обязанности. Исключение — задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

Приказ Федерального казначейства от 9 января 2020 г. N 5н «Об утверждении Регламента проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверки соответствия информации, указанной в государственном контракте, договоре о капитальных вложениях, контракте учреждения, договоре о проведении капитального ремонта, договоре (контракте), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц, фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), с использованием фото- и видеотехники при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Казначейское сопровождение целевых средств, выделяемых юрлицам в 2020 г.: прописана процедура проверки фактически поставленных товаров.

Федеральное казначейство регламентировало порядок проверки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в рамках казначейского сопровождения целевых средств, выделяемых юрлицам в 2020 г.

Проверка проводится территориальными органами Казначейства в случаях, определенных Правительством. Поставленные товары, результаты выполненных работ и оказанных услуг осматриваются по месту нахождения заказчика с использованием фото- и видеотехники. Проверяется соответствие информации, указанной в контракте, договоре, документах-основаниях, фактически поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам.

По результатам проверки производится оплата расходов по контракту (договору).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2020 г. Регистрационный N 57546.

Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2020 г. N 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»

Росархив определил, как применять новый перечень типовых управленческих архивных документов.

Росархив составил инструкцию по применению перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности госорганов, органов местного самоуправления и организаций. Ранее ведомством был утвержден новый такой перечень.

Инструкция предназначена для экспертных комиссий, делопроизводственных и архивных служб, а также экспертно-проверочных комиссий уполномоченных органов в сфере архивного дела, государственных, муниципальных архивов и научных организаций.

Прописана структура перечня. Урегулированы вопросы определения сроков хранения документов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2020 г. Регистрационный N 57488.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О животном мире»

Особенности охоты в охотничьих угодьях прописали в законодательстве.

Скорректированы Законы об охоте и о животном мире.

Установлены особенности охоты на животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

Для оказания услуг нужно будет заключить охотхозяйственное соглашение. Охотнику будет необходим документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (путевка).

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2020 г. N 80н «Об утверждении перечня заболеваний и состояний и соответствующих лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в целях осуществления их ввоза на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов»

Определены психотропные препараты, ввозимые по жизненным показаниям.

Минздрав составил перечень заболеваний и препаратов для их лечения, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для их ввоза в Россию.

Указаны препараты для лечения эпилепсии, оказания паллиативной помощи, а также те, которые применяются при эпилептическом статусе. Указаны лекарственные формы.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2020 г. и действует по 31 декабря 2023 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2020 г. Регистрационный N 57542.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 19-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О ветеранах»

Крымчане, служившие в украинской армии, могут получить статус ветеранов военной службы.

Закон предоставляет статус ветеранов военной службы лицам, проходившим военную службу в частях и организациях Вооруженных сил Украины на территории Крыма и постоянно проживавшим там на день его принятия в состав России.

Статус ветерана военной службы присваивается названным гражданам при условии наличия наград и 20-летней продолжительности военной службы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Дела о распространении порнографии в Интернете переданы следователям ОВД.

Предусмотрено обязательное проведение предварительного следствия по уголовным делам о незаконном изготовлении и обороте порнографических материалов или предметов, совершенном:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— с использованием СМИ, включая Интернет;

— с извлечением дохода в крупном размере.

Предварительное следствие по этим делам производится следователями ОВД.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Нарушение правил несения пограничной службы или боевого дежурства, не повлекшее причинения вреда, не является преступлением.

Разграничена уголовная и дисциплинарная ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства или пограничной службы.

Исключена уголовная ответственность за указанные нарушения, если они не повлекли, но могли бы повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. За такие деяния военнослужащих будут привлекать к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, поскольку в настоящее время призыв на военную службу в пограничные органы не ведется, из числа возможных наказаний за нарушение правил несения пограничной службы исключено содержание в дисциплинарной воинской части.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статья КоАП об ответственности санируемых банков за обслуживание стратегических предприятий утратила силу.

Из КоАП РФ исключена статья об ответственности санируемых банков за обслуживание стратегических ФГУПов и хозобществ.

Дело в том, что запрет на заключение договоров банковского счета, вклада (депозита) стратегических организаций с санируемыми банками был снят.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 18-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о строительстве и материально-техническом оснащении общеобразовательных учреждений в городах Душанбе, Куляб, Худжанд, Бохтар и Турсунзаде, осуществляющих обучение на русском языке»

В крупных городах Таджикистана построят школы с обучением на русском языке.

Президент РФ подписал Закон о ратификации межправительственного Соглашения России и Таджикистана о строительстве и материально-техническом оснащении общеобразовательных учреждений в Душанбе, Кулябе, Худжанде, Бохтаре и Турсунзаде.

Данные школы будут заниматься обучением на русском языке.

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 17-ФЗ «О ратификации Протокола между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики от 20 сентября 2020 года»

В небе над Киргизией появятся российские беспилотники.

Ратифицирован протокол изменений в российско-киргизское соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизии.

В протоколе закреплены:

— порядок организации полетов российских беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Киргизии;

— более высокая ежегодная арендная плата за использование Россией земельных участков в местах дислокации военной базы;

— особенности совместного использования аэродрома Кант.

Новые материалы в «Большой библиотеке бухгалтера и кадрового работника»

В курсе лекций рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, ответственности за нарушения налогового законодательства, способам защиты прав налогоплательщиков, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов). В качестве примеров практического применения норм налогового права проанализировано значительное количество актов высших судебных органов.

Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, стремящихся к углубленному изучению налогового права и судебной практики его применения; может быть полезно работникам налоговых органов, судьям, адвокатам. Авторские научные позиции по конкретным вопросам, изложенные в курсе лекций, отражают только личное мнение автора, как учёного, и могут не совпадать с официальными позициями органов власти.

В издании рассматриваются следующие риски при кредитовании коммерческих организаций: налоговый; платёжный; факторы отраслевых экономических рисков; залоговый риск; вероятность потерь в результате ухудшения деловой репутации и негативного изменения в организационно-управленческой сфере организации (бизнес-риск); инвестиционный риск. Предварительная оценка рисков значима как для финансовых организаций, так и для любых потенциальных инвесторов, заимодавцев.

Новые обязанности по трудовым: глаза боятся, а руки делают (С. Данилов, журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2020 г.)

Тонкости вычета «банкротного» НДС — разъяснения ФНС (А. Гандлевский, журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2020 г.)

О порядке представления бухгалтерской отчетности и формировании ГИР БО (Е.Е. Шелег, журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2020 г.)

Приобретение компьютерной программы: учет в УК (Е.Е. Каравайкина, журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2020 г.)

Банковский контроль: необходимый минимум знаний (А.А. Соловьева, журнал «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2020 г.)

Новые материалы в «Большой библиотеке юриста»

Издание является постатейным комментарием к Трудовому кодексу Российской Федерации.

В пособии на основе теоретического и практического опыта автора проведён анализ действующего законодательства и судебной практики ВС РФ, исследованы особенности применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством.

Сборник посвящён актуальным проблемам теории и практики функционирования института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации и в зарубежных странах. Материал изложен с учётом последних изменений в разных отраслях законодательства, а также тенденций судебной практики. Выявлены актуальные проблемы правового регулирования коммерческого и потребительского банкротства. Особое внимание уделено вопросам повышения эффективности правовой защиты требований кредиторов в делах о банкротстве и системе арбитражного управления.

Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III (журнал «Библиотечка «Российской газеты», выпуск 2, январь 2020 г.)

Кэшбэк: проблемы правового регулирования (А.Ю. Кочурина, журнал «Образование и право», N 11, ноябрь 2020 г.)

Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость: механизм совершения и способы выявления (Л.Р. Назмеева, сетевое издание «Ученые записки Казанского юридического института МВД России», том 4, N 8, июль-декабрь 2020 г.)

Новые материалы в «Библиотеке консультаций. Кадры»

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением (А. Каблучков, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 12, декабрь 2020 г.)

Восстановление кадрового делопроизводства (Н. Сенаторова, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 12, декабрь 2020 г.)

Электронные трудовые книжки (Д.М. Корсаков, журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2020 г.)

Обзор судебной практики по трудовым спорам (Г.И. Демидов, журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2020 г.)

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос: Организация не начисляет резерв на оплату отпусков в налоговом учете, отражает только в бухгалтерском. При проверке аудиторов было указано (замечание), что эту разницу организация относила как постоянную с формированием ПНО. Замечание касается 2020 года. Аудиторы рекомендовали считать эту разницу временной с формированием ОНО. Проверка была проведена в 2020 году. Какие исправительные проводки необходимо оформить на конец 2020 года, чтобы в 2020 году проводки формировались правильно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

Вопрос: Отвечают ли дети по договору поручительства, заключенного их родителями, в случае смерти или признания последних нетрудоспособными? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

Вопрос: Можно ли совмещать самозанятость и работу в качестве наемного сотрудника в какой-либо организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

Вопрос: Предприятие собственными силами и за счет собственных материалов смонтировало пожарную сигнализацию в офисе. В стоимость основного средства включили только стоимость материалов. Заработную плату работников, монтировавших указанное основное средство, в его стоимость не включили. Обязано ли предприятие начислить НДС на стоимость строительно-монтажных работ, если в указанную стоимость включены только материалы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

Вопрос: Бюджетной организацией получено от учредителя основное средство в оперативное управление в 2020 году. Каков порядок формирования 15-17 разрядов в счете 0 401 10 000? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

Вопрос: В связи с вступившими в силу изменениями в подпункт а пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2020 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где требуется указание наименования страны происхождения в первой части заявки, планируется разместить документацию об аукционе в электронной форме по текущему ремонту, в состав которой входит локальный сметный расчет. Национальный режим не применяется. Нужно ли требовать от участников указания в первых частях заявок наименования страны происхождения? В каких случаях, кроме национального режима, заказчик устанавливает такое требование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

ТОП-2 лучших брокеров бинарных опционов, дающих бонусы при открытии счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый старый и надежный брокер бинарных опционов. Бонусы за открытие счета! Лучший вариант для начинающих трейдеров.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    У этого брокера больше всего торговых инструментов. Подходит для опытных трейдеров.

Добавить комментарий